Журнал «Театральная Афиша», октябрь 2004 г.
“Новому Балету” 15 лет.
Московский музыкальный театр «Новый балет» отмечает свое
15-летие. В этом театре «поют» музыку телом. Творческое направле-
ние театра уникально! Создатели театра Аида Черновой и Сергей
Старухин назвали его «пластическим» балетом, в основу языка ко-
торого было положено свободное движение раскованного и высо-
ко организованного человеческого тела, движение,
сливающееся воедино с музыкой.
Все спектакли театра – авторские, поставленные по оригиналь-
ным сценариям создателей театра. Самые любимые балеты авторов,
которые наиболее полно выражают творческое направление театра:
пластические балеты на музыку Александра Скрябина, Вячеслава
Артемова, Альфреда Шнитке, И. С. Баха, Томазо Альбинони,
Г. Ф. Генделя.
Хореография этих балетов оригинальна и не стандартна, она
делает зримыми музыкальные шедевры великих композиторов, а
обращение к шедеврам обязывает, а признание соответствия ок-
рыляет. С этими балетами на международных фестивалях в Вероне,
Каире, Праге, Тунисе театр получал дипломы лауреатов, призы зри-
тельских симпатий, маску «Золотого Карфагена».
Как всегда признание начинается из «прекрасного далека». За-
рубежные зрители и критики называют их театр «балетом будуще-
го», «интелектуальным балетом», «живым балетом». В сентябре с
балетами на музыку Скрябина их ждет заново Каир, в октябре Мек-
сика, будущей весной Чикаго и, наконец, желанная Дания с бале-
том «Дюймовочка» на музыку Антонио Вивальди «Времена года»,
и, если появятся спонсоры, то, может быть, Тула и Камышлов.
15 лет трудного и счастливого творческого пути, и впереди встре-
чи с Шомбергом, Малером, и еще и еще раз с великим Бахом.
А теперь вернемся к балетам на музыку Александра Скрябина.
музыка Скрябина новаторская «до задыхания». Может быть поэто-
му мало кто осмеливается замахнуться на постановку его произве-
дений на театральных подмостках. Нужны нетрадиционные реше-
ния. Создатели театра «Новый балет», творческий принцип которо-
го столь же новаторский, рискнули, показав Мировую премьеру од-
ноактных пластических балетов на его симфонические произведе-
ния «Поэма огня» и «Поэма экстаза». «Поэмы Александра Скряби-
на – самый мощный выброс его творческой энергии. В «Поэме ог-
ня» проявляется «космическое начало» – волевые порывы, герои-
ческое устремление композитора в неведомые миры. «Проме-
тей» – это активная энергия вселенной, творческий принцип. Это
огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль – писал о своем произве-
дении сам композитор. И артисты театра Аиды Черновой и Сергея
Старухина танцуют «то самое космическое начало»,
то дерзновенное желание преобразовать человека и само мироздание,
они танцуют мысль, они танцуют музыку.
«Творчество – есть жизнь… Надо, чтобы был праздник жизни,
чтобы был взлет, чтобы было, откуда взлетать», - писал А. Скрябин.
В балете «Поэма экстаза» танцуют «радость через край, до иступле-
ния», до «задыхания в момент экстаза».
Эти балеты – философская притча о смысле жизни и творчест-
ва. Оправдание творчеством. Во что несут со сцены артисты «Ново-
го балета». Оправдание Скрябина, ибо он – гений.
Оправдание самих себя. И – нас, зрителей.
Ибо со-участие, со-чувствие – это тоже творчество.
Ирина Орехова.