Журнал «Внуковские Авиалинии», 2002 г.
Языком жеста
... Черная раковина небольшой сцены заставляет актеров
работать с высочайшей отдачей, ибо расстояние до зри-
телей так мало, что заметна малейшая ошибка. Лишен-
ные спасительной глубины большого пространства, акте-
ры танцуют почти на пределе физических возможностей.
Но зритель об этом в большинстве случаев даже не до-
гадывается: завораживает танец, завораживает игра - и
уже неважно, какой ценой это достигнуто.
Московский музыкальный театр пластических искусств отметил
свое 10-летие со дня открытия. Его лидеры Аида Чернова и Сергей
Старухин сумели создать театр, в котором жест и музыка неразрывны.
В репертуаре театра постановки самые разнохарактерные - от
философских до молодежно-авангардных. Это поиск ответов на веч-
ные вопросы, которые задает каждое поколение, не довольствуясь
опытом отцов. Это разговор о прописных истинах, которые только
кажутся незыблемыми, как пирамиды. На самом деле они так же зыб-
ки, как трепещущая листва, как огонек свечи, как взвившаяся от веет-
ра
занавеска… И только наши чувства способны вдохнуть в них
новую жизнь. Чувства, переданные языком жеста.
Драматургия хореографического спектакля, как известно специ-
фична. Пластический язык танца куда более условен, чем жест и тем
более слово актера драматического. Поэтому Чернова и Старухин вся-
чески избегают драматургической одноплановости, стремясь в своих
постановках
к многожанровости, полифонии.
Их спектакли - это и «балеты-картины», и «балеты-симфонии»,
и «балеты-молитвы».
Делая ставку на творческий поиск, эксперимент, Чернова и Стар-
рухин не
забывают при этом и о связи модернистского балета
с традиционной хореографией.
Высокое качество спектаклей Театра пластических искусств опре-
деляется творческим поиском режиссеров в сочетании с высоким про-
фессионализмом исполнителей. Здесь надо заметить, что в ряде поста-
новок главные партии танцуют сами хореографы. Добавим сюда еще
смелое разнообразие репертуара. Почти каждый спектакль театра явля-
ет богатство хореографических идей, высокую простоту драматургии,
элегантность костюмов.
Центральным в репертуаре театра можно назвать пластический
балет на музыку Альфреда Шнитке «Мужчина и женщина, или Кон-
церт для альта с оркестром». Это история любви, ниспосланной свы-
ше, вырывающей душу из земного ада, рассказ о божественном даре
сострадания. «Мужчина и женщина» - спектакль, отвещающий худо-
жественным идеалам романтического искусства, но при этом подчи-
няющийся специфическим законам хореографии. Его лаконизм, кон-
центрированность, ясность сюжетных ситуаций выявляют основную
идею произведения - о том, что любовь обладает немеркнущей силой.
Пластическая партитура балета, законченная во всех мельчайших дета-
лях,
отличается органичным и психологическим рисунком дуэтов,
воздушным характером движений.
Аида Чернова создает образ женщины хрупкой, беззащитной и в
то же время наделенной великой силой любви. Ее героиня - символ
женственности, вечно юной и вечно меняющейся… Герой Сергея Ста-
рухина мужественен и смел, рыцарски благороден и… одинок, поте-
рян. Он ищет свое «альтер эго», порой доходя в этих поисках до край-
ностей, до тех бездн в душе человеческой, о которых любил размыш-
лять
Достоевский. Спасение героя в любви - высокой, милосердной,
целительной любви.
Приятный сюрприз поджидает зрителей в спектакле «Грезы саксо-
фона», где артисты сполна наслаждаются джазовыми интонациями - му-
зыкальными и пластическими. Сочетание поэзии, музыки и хореографии
призвано запечатлеть противоречие между духовным и реальным, при-
зрачный мир видений, «энергетику» романтического восприятия мира.
Театр Аиды Черновой и Сергея Старухина поднимает искусство
пластического балета на поэтическую высоту, редкую в современном
театре. Это высота полета, способная пробудить душу, подарить ей то
самое чувство очищения, о котором говорил еще Аристотель.
Александр Лаврин.